Вот уже 35 лет криптографы-любители и профессионалы пытаются взломать код Криптоса, величественной скульптуры за штаб-квартирой ЦРУ в Лэнгли, штат Вирджиния. В 1990-х годах ЦРУ, АНБ и компьютерный ученый из корпорации Rand по отдельности придумали перевод трех из четырех расшифрованных буквенных панелей скульптуры. Но последний сегмент, известный как K4, был зашифрован с помощью более сложных методов и остается неразгаданным. Эта неудача только усилила одержимость тысяч начинающих криптоаналитиков. Когда одному из них кажется, что у него есть ответ, он обращается за подтверждением к Джиму Сэнборну. Сэнборн — художник, создавший инсталляцию, и единственный человек, который знает ответ. В последнее время темп ускоряется. И Сэнборн начинает злиться, хотя и не по тем причинам, о которых вы могли бы подумать.
Рассмотрим письмо, полученное от одного из недавних потенциальных взломщиков кода. «То, на что ушло 35 лет и что не смогло сделать даже АНБ со всеми его ресурсами, я сделал всего за 3 часа, еще до того, как выпил утренний кофе», — говорилось в сообщении, после чего автор показал Сэнборну то, что, по его мнению, было космически неуловимым решением. «История была переписана», — писал отправитель. «На 100 % взломана без ошибок». Что, спросите вы, позволяет кому-то верить, что он превзошел самых элитных математиков и криптологов мира, включая некоторых шпионов, у которых в подвале может стоять квантовый компьютер? Ответ — чистый 2025 год: чатбот!
Оказывается, нынешнее поколение моделей искусственного интеллекта готово принять инструкции по разгадыванию криптовалют, расшифровать сообщение с открытым текстом и объявить о победе. По словам Сэнборна, он наблюдает это все чаще и чаще. Разумеется, «решение» этого автора было абсолютно неверным, как и тысячи других, которые Сэнборн ранее отверг.
Недавно Сэнборн связался со мной, чтобы выразить свое недовольство таким развитием событий. «Это кажется радикальным изменением», — говорит он. «Количество (рассылок) резко возросло. И характер писем другой: люди, которые взломали код с помощью ИИ, полностью уверены, что взломали криптовалюты за завтраком. ИИ, похоже, лжет им, говоря каждому из них, что он на 99,99 % уверен, что они взломали криптовалюту, поздравляю. Поэтому все они уверены, что к тому времени, как они доберутся до меня, они уже взломали ее.
Это беспокоит Сэнборна по нескольким причинам. До недавнего времени между художником и приверженцами Kryptos существовало негласное соглашение о том, что к попыткам взломать код будут относиться серьезно (несколько лет назад Сэнборн начал брать 50 долларов за рассмотрение решений, обеспечивая дроссель для отсеивания диких догадок и сумасбродных случаев). Эти приходы и уходы способствовали художественному характеру Kryptos; наличие объекта, не поддающегося решению, на заднем дворе ЦРУ — это подрывной комментарий к зеркальному аспекту сбора разведданных, где каждая истина ставится под сомнение. Тот факт, что тысячи людей приложили огромные усилия для раскрытия незашифрованного текста — который, судя по расшифрованным на данный момент панелям, указывает на то, что послание Сэнборна — это глосс на саму секретность. Новички, похоже, не понимают этой сложности.
«Люди, которые сегодня пытаются взломать криптовалюты, понятия не имеют, что это такое», — говорит Сэнборн. Ему приходится просеивать электронные письма от незнакомцев, используя короткие клавиши искусственного интеллекта, которые не требуют ни размышлений, ни опыта, ни тем более понимания задачи. Это все равно что сказать, что вы взобрались на Эверест, прилетев на вершину на вертолете, только хуже, потому что эти «лодыжники» вовсе не разгадали код. Они едва поднялись над уровнем моря. Временами в своих ответах Сэнборн не сдерживается. «Из вашей уверенности я делаю вывод, что вы использовали искусственный интеллект», — сказал он одному заблуждающемуся догадчику. «ИИ лжет и не обладает достаточной информацией».